Что такое nofollow, ugc и sponsored?

Атрибут nofollow был основным элементом индустрии SEO на протяжении почти 15 лет, пока в 2020 году, впервые за долгое время, не претерпел серьезные изменения. Изменения, которые всколыхнули мир SEO.

Что такое rel = ”nofollow”?

Чтобы понять последствия, описываемых ниже изменений, прежде всего необходимо понять, что такое rel=»nofollow» и почему он так важен.

rel=»nofollow» – это ссылочный атрибут, который ранее запрещал поисковым роботам Google переходить по конкретной ссылке, чтобы по ним не “утекал” PageRank.

Соответственно, ссылка, содержащая этот атрибут выглядит так:

<a href=»https://site.com» rel=»nofollow»>мой текст</a>

Раньше, если вы ссылались на кого-то и хотели, чтобы Google игнорировал эту ссылку, можно было использовать rel=»nofollow» и быть уверенным, что она будет проигнорирована поисковыми роботами.

Атрибут nofollow в основном использовался:

  • Крупными веб-ресурсами, которые не хотели разбираться с исходящими ссылками по отдельности и массово присваивали им этот атрибут
  • Веб-сайтами с большим количеством рекламных ссылок
  • Веб-мастерами, которые боялись или просто не хотели делиться своим PageRank с другими сайтами.

По сути, единственная ситуация, при которой атрибут не использовался, это внутренняя перелинковка.

Что случилось с nofollow?

10.09.19 г. компания Google объявила, что ссылочный атрибут nofollow (т.е. rel=»nofollow») будет рассматриваться как подсказка для ранжирования, а не просто в качестве директивы для скрытия ссылки от индексации.

Кроме того, “корпорация добра”, в дополнение к nofollow, добавила два дополнительных атрибута, которые предоставляют немного больше информации о контенте, на который ведет ссылка.

Три брата-акробата

До этих изменений, ссылки с атрибутом nofollow не индексировались поисковой системой. По словам представителей Google, пришло время для “эволюции” ссылочных атрибутов.

Новые атрибуты для спонсируемого и пользовательского контента (UGC) объединились с nofollow, и все вместе стали функционировать следующим образом:

rel=»sponsored»: Атрибут может использоваться для идентификации рекламных (спонсорских, покупных и т.п.) ссылок.

rel=»ugc»: Атрибут рекомендуется применять для разметки ссылок, созданных пользователями в комментариях и сообщениях на форуме (user generated content).

rel=»nofollow»: Ссылочный атрибут предназначен для случаев, когда веб-мастер хочет добавить ссылку на стороннюю страницу, но не желает наращивать его ссылочную массу за счет своего ресурса. Кроме того, nofollow используют для скрытия страниц от индексации и разметки ссылок на ресурсы с низким уровнем доверия.

Что изменилось с марта 2020-го?

Как уже отмечалось, с 10-го сентября 2019 года Google начал рассматривать nofollow как подсказку для ранжирования. Однако, такие ссылки по-прежнему не сканировались поисковыми роботами и не индексировались.

Ситуация изменилась с 1 марта 2020 года, когда Google начал использовать атрибут в качестве подсказки для индексации или сканирования, а не только ранжирования.

Немного истории

Google запустил ссылочный атрибут nofollow в далеком 2005 году как способ борьбы со спамом в комментариях и для скрытия исходящих ссылок от индексации. Затем он расширил функционал элемента, чтобы использовать в качестве метки для рекламных или спонсорских ссылок.

В течение более десяти лет один атрибут должен был выполнять все эти функции. Пока три года назад Google не принял решение “раздробить” его для более точной дифференциации ссылок.

Nofollow: ответы на важные вопросы

Проигнорировать или прислушаться?

Почему бы просто не игнорировать эти ссылки? Вот объяснение «корпорации добра»:

«Ссылки содержат ценную информацию, которая может помочь нам улучшить поиск, например, понять как слова в ссылках описывают контент, на который указывают. Просмотр всех ссылок, с которыми мы сталкиваемся, также может помочь нам лучше понять неестественные шаблоны ссылок. Переходя к модели подсказок, мы больше не теряем эту важную информацию, в то же время позволяя владельцам сайтов указывать, что некоторые ссылки следует исключить из ссылочной массы».

Начать пользоваться новыми атрибутами или по старинке юзать только nofollow – выбирать только вам. Google никого не заставляет переходить на sponsored, ugc и nofollow.

Изменилась ли поисковая выдача?

По большому счёту дифференциация не повлекла значительных изменений в результатах поиска. Тем не менее, поисковик начал изучать получаемые данные для дальнейшего использования в алгоритмах ранжирования.

«Все ссылочные атрибуты – sponsored, ugc и nofollow – рассматриваются как подсказки при определении того, какие ссылки следует учитывать, а какие – исключать из поиска», – говорят гугловцы.

Нужно менять все ссылки?

Никаких изменений не требуется. По словам компании, менять ссылки не нужно. Вы можете оставить атрибут nofollow в пользовательских и спонсорских ссылках.

«Нет абсолютно никакой необходимости менять nofollow-ссылки, которые у вас уже есть», – сказали в Google.

Однако добавили, что для спонсорского контента они всё же «рекомендуют использовать rel=»sponsored», когда это возможно».

Можно ли комбинировать атрибуты?

Да. Вы можете использовать комбинацию из нескольких атрибутов в рамках одной ссылки, например так: rel=»ugc sponsored»или rel=»nofollow ugc».

Первый вариант укажет гуглоботу на то, что ссылка получена из пользовательского контента и носит рекламный характер, а второй – что вы не особо доверяете пользовательской ссылке.

Не приведет ли это к увеличению количества спама в комментариях?

Google говорит, что нет. Сообщается, что атрибуты ugc и nofollow как бы сдерживают спам, работая в купе с инструментами модерации и прочими способами блокировки нежелательных сообщений. По большей части, поисковик не рассматривает их при ранжировании.

Чем это обернется для веб-мастеров и SEO-оптимизаторов?

Изменения практически не повлияли на результаты поиска.

Однако, если поисковик начнет учитывать nofollow-ссылки на крупных и уважаемых веб-ресурсах, которые внедрили политику использования таких ссылок в качестве общего правила, позволяющего скрыть сторонние источники от индексации, это позволит сайтам, создающим качественный контент улучшить свои позиции в поисковой выдаче.

Так, например, все внешние ссылки в Википедии имеют атрибут nofollow. А значит, если на вашем сайте много ссылок на Википедию, велики шансы, что ваш рейтинг тоже улучшится, когда Гугл начнет их учитывать при ранжировании.

Есть и другая сторона вопроса. Новые атрибуты добавили работы SEO-оптимизаторам: теперь, при выполнении заказов, им нужно разбираться с тем, какие ссылочные атрибуты должны быть присвоены конкретным ссылкам.

Кроме того, разработчики SEO-инструментов тоже вынуждены как-то адаптироваться под требования Гугл.

Как разметить партнерские ссылки?

Для платных ссылок рекомендуется использовать атрибуты rel=»sponsored» или rel=»nofollow».

Поскольку партнерские ссылки, тоже в определенной степени связаны с денежными отношениями, подобная разметка применима и к ним.

А что же с Яндексом?

Всё, о чем мы говорили в этой статье, касается только Google. У остальных поисковых систем всё по-прежнему.